Контроль трансфертного ценообразования

Во многих странах для облегчения положення налогоплательщиков и уменьшения затрат на налоговое администрирование не каждая сделка подвергается контролю на предмет ее соответствия правилам трансфертного ценообразования. Налоговые органы проводят предварительный анализ общей ситуации налогоплательщика и выявляют «сферы риска», т.е. наиболее вероятные операции, результат которых может причинить вред интересам фиска в налоговой сфере.

В большинстве стран особой проверке подлежат сделки с резидентами , оказание услуг и передача нематериальннх активов (НМА) (Бельгия, Германия, Швейцария, Чехия, Великобритания, Австралия, Китай, Тайвань). В отдельных странах некоторые виды услуг могут быть ограничены. Так, во Франции и Индии – управленческие услуги (management services).

Предметом особого контроля могут быть определенные виды деятельности. Например, в Германии такому контролю подлежат результаты деятельности местных дистрибьюторов. В Австралии налоговая служба тщательно проверяет такие отрасли, как нефтяная, автомобильная, фармацевтическая, дистрибьюторская, банковская и страховая. В Бразилии особой проверке подлежат стратегические для страны отрасли (фармацевтика, автомобилестроение, телекоммуникационное оборудование, злектроника).

Неординарные действия или поступки также могут вызвать подозрение со стороны налоговой администрации. Так, в Германии при изменении налогоплательщиком ценовой политики, например, при сокращении доходов в результате уменьшения договорных цен налоговые органы могут принять за основу ранее действовавшие цены, и наоборот, при увеличении доходов они могут оспорить ранее действовавшие цены. Более того, смена немецким дистрибьютором статуса на комиссионера, влекущая уменьшение будущих доходов, может быть признана передачей гудвила и, соответственно, облагаться как доход от прироста капитальной стоимости.

В Великобритании к необычным действиям относятся: уплата роялти (платы) за пользование НМА, если его уплата коммерчески необоснованна (например, приобретение неизвестного в Великобритании торгового знака); получение убытков в течение нескольких лет, если нет оснований полагать, что налогоплательщик получит завышенную прибыль в будущем; заключение соглашений о распределении расходов; изменение договорных обязательств в целях изменения порядка распределения рисков (например, производитель становится подрядчиком для производства товара из давальческого сырья).

В Индонезии проверяют налогоплательщиков, совершающих большое количество сделок со «связанными» контрагентами или уплачивающих значительные суммы в пользу последних; доходы которых увеличиваются, однако размер прибыли остается неизменным; у которых наблюдается изменчивый уровень прибылей и убытков.

Применение правил, регулирующих трансфертное ценообразование, может зависеть от стоимости совершаемой сделки. Так, в Аргентине она составляет 1 млн долл. Или, например, в соответствии с указанием Центрального банка Украины осуществляется контроль цен (работ, услуг), оказываемых (выполняемых) нерезидентами, когда цена договора составляет более 50 тне. евро. Однако в зтом случае контроль предусмотрен в рамках мер по борьбе с отмыванием денежных средств, а сам правовой акт носит неналоговый характер.

«Налоговые аспекты трансфертного ценообразования» К.А.Непесов