Home Налоговое планирование «Черные списки» против «налоговых убежищ»
Баннер

«Черные списки» против «налоговых убежищ»
18.04.2011 16:00
Что такое налоговая оптимизация?
Нередко при выборе страны регистрации компании одним из критериев указывают "отсутствие страны в черном списке". 
Но немногие могут ответить на вопрос, о каком конкретно списке идет речь, и каковы последствия работы с такой компанией. Стоить сразу отметить, что как такового единого "черного списка" стран не существует. Указанные списки принимаются как на международном, так и на национальном уровне государств, все они различаются по критериям отбора стран и по последствиям работы с ними. 

Первоначально вопросом создания списка так называемых "несотрудничающих стран" или "налоговых гаваней" озаботились на международном уровне. В 1998 году Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) издала доклад "Вредоносная налоговая конкуренция", где устанавливались критерии "налоговых убежищ" и методов борьбы с ними. Причем отмечалось, что само по себе применение нулевой или низкой налоговой ставки не является критерием "оффшора", главную опасность ОЭСР видела в нежелании этих стран идти на сотрудничество в сфере обмена информации. В последующие годы ОЭСР разделила страны по спискам на основании критерия имплементации в налоговую систему страны стандартов ОЭСР (т.е. принятия страной принципов обмена конфиденциальной информацией со странами – участницами ОЭСР). 

С другой стороны Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (от англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) ведет борьбу с оффшорами под эгидой противодействия легализации доходов, разработав 40 рекомендаций по предотвращению отмывания капитала, а также выявляя "страны и территории, отказывающихся от сотрудничества" в указанной сфере. В данной статье мы опустим описание критериев и методов выявления указанных стран. Отметим только, что международные организации не налагают санкции на страны, включенные в "черные" или "серые" списки, а также тот факт, что нередко в данные списки попадают и не только "налоговые гавани" (например, Россия была включена в список в ФАТФ до приведения в соответствие внутреннего законодательства в сфере борьбы с отмыванием капитала). Не все страны единодушно принимают начинания ФАТФ и ОЭСР, даже среди стран-участниц указанных организаций порой возникают конфликты. Так, например, в свое время США рассматривала инициативу ОЭСР как попытку "заставить страны с низким уровнем налогообложения увеличить этот уровень и в целом как попытку вмешательства во внутренние налоговые дела других стран". Или жалобы ЕС в ВТО на предоставление со стороны США налоговых послаблений для американских экспортеров. 
 
Для практики использования компаний в международном планировании больший интерес представляют "черные списки", составляемые отдельным государством, ведь именно на национальном уровне страны устанавливают санкции за работу с "налоговыми убежищами". Отмечается большая разница в санкциях между развитыми и развивающимися странами. 
 
К примеру, один из главных борцов с оффшорами – Франция, с 1 января 2010 года ввела целый ряд ужесточений требований к работе с "несотрудничающими странами", среди которых - увеличение ставки налога до 50% с выплат пассивных доходов. В Германии при работе резидента со страной из "черного" списка запрещается использование льгот, предоставленных соглашениями. Кроме того, если налоговые органы считают, что налогоплательщик поддерживает экономические связи с финансовым институтом (банком) из "налоговой гавани", тогда налогоплательщик должен предоставить информацию об источниках доходов и расходов, а также иную информацию по требованию налоговых органов. При отказе от сотрудничества на налогоплательщика может быть наложен штраф до 5000 евро. 

Какую политику проводят наши ближайшие соседи? 
Украина позволяет налогоплательщику учитывать в качестве расходов только 85% стоимости по договорам с нерезидентами, включенными в "черный список", Белоруссия предусматривает "офшорный сбор" – 15%, в Узбекистане подобные сделки подлежат контролю за обоснованностью их проведения; Казахстан устанавливает налог на доходы нерезидента, зарегистрированного в государстве с льготным налогообложением. 
 
В России упоминание про "черные списки" вы встретите в Налоговом кодексе РФ в статье, предусматривающей налоговые ставки при выплате дивидендов. Российская компания, получающая дивиденды от иностранной компании, входящей в список "оффшоров" Минфина РФ, не сможет претендовать на нулевую налоговую ставку. Списки стран, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций составляет и Центральный Банк России. 

Ужесточение политики в отношение "налоговых оазисов" предусмотрено в проекте закона о трансфертном ценообразовании. Предлагается ввести в Российское законодательство понятие "контролируемые сделки", которые будут подлежать обязательному налоговому контролю. Один из критериев отнесения сделки к контролируемой является заключение сделки с компаниями, местом нахождения которых является государство, включенное в перечень "оффшорных" стран. 
 
Таким образом, "черные списки" – это только один из инструментов давления на "оффшорные оазисы", причем нередко признание той или иной страны в качестве "оффшора" больше основано на политике. Тем не менее, тенденция последних лет свидетельствует об ужесточении банковского регулирования, увеличении прозрачности корпоративных структур и обмена информацией между странами. 
 

Автор: Светлана Якушина , руководитель отдела международного налогового планирования компании Concept consulting Ltd.
Обновлено ( 18.04.2011 16:00 )
 

Полезное

«Черные списки» против «налоговых убежищ»
Нередко при выборе страны регистрации компании одним из критериев указывают "отсутствие страны в черном списке". 
Но немногие могут ответить на вопрос, о каком конкретно списке идет речь, и каковы последствия работы с такой компанией. Стоить сразу отметить, что как такового единого "черного списка" стран не существует. Указанные списки принимаются как на международном, так и на национальном уровне государств, все они различаются по критериям отбора стран и по последствиям работы с ними. 
Офшор, налогообложение, налоговое планирование, оптимизация налогообложения, минимизация налогов и оффшорные юрисдикции в мире и Украине