Home Трансфертное ценообразование Трансфертное ценообразование
Баннер

Трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразованиеВ контексте международной торговли трансфертная цена определяется как цена, устанавливаемая при торговле товарами и услугами во внутренних отношениях, т.е. при торговле между структурными подразделениями единого предприятия и его аффилированными лицами, находящимися в различных странах. Следовательно, правовое регулирование трансфертного ценообразования может сопровождаться налоговой конкуренцией между странами, на территории которых осуществляют деятельность подразделения ТНК.


Более развернуто трансфертная цена рассматривается как цена, устанавливаемая между ассоциированными организациями, по которой одна организация реализует (transfer) товары, нематериальные активы (intangible property) и оказывает услуги другой ассоциированной организации (п.11 Введения к Руководству ОЭСР 1995 г.). Однако наиболее удачным определением представляется следующее: «Трансфертное ценообразование состоит в манипулировании расходами, доходами и затратами в сделках между «связанными» (related) лицами способом, отличным от тех, которые были использованы в операциях, совершенных на нормальных рыночных условиях, с целью получения налоговой выгоды (tax benefit)».


При регулировании трансфертного ценообразования прежде всего речь идет о налогообложении прибыли транснациональных компаний, которые имеют коммерческое присутствие на территории нескольких налоговых юрисдикций. В результате сложных экономических взаимоотношений между подразделениями таких организаций при реализации ими товаров и услуг возникает необходимость правильного определения налогооблагаемой прибыли каждого из таких подразделений, действующих в различных организационно-правовых формах (в виде самостоятельного юридического лица или постоянного представительства). При чем основной целью распределения прибыли ТНК в целом является обеспечения справедливой доли налоговой базы для каждой налоговой юрисдикции, в пределах которой функционирует соответствующее подразделение ТНК.


Исходя из этого, налоговые администрации заинтересованных  стран предъявляют достаточно жесткие требования к порядку ценообразования ТНК в целях налогообложения. В случае нарушения налогоплательщиками установленных правил определения цен действуют нормы, регулирующие трансфертное ценообразование, или применяются иные правовые инструменты, исходя из которых пересматриваются налоговые обязанности нарушителя.


Злоупотребление в виде манипулирования ценой сделки может иметь место в любой стране. Оно главным образом зависит от уровня межфирменных операций в конкретной стране, стимулов к ценовому манипулированию и степени риска обнаружения злоупотреблений. Поскольку стимулы для манипулирования ценой выше, а риски их обнаружения ниже в развивающихся странах, проблема ценового манипулирования стоит более остро именно в этих странах. Однако сказанное не означает, что в развитых странах проблема регулирования трансфертных цен отсутствует.  


Трансфертное ценообразование присуще не только внешнеэкономическим правоотношениям. Применение трансфертных цен может иметь место в отношениях между резидентами одной и той же налоговой юрисдикции, тем или иным образом «связанными» между собой, а иногда даже в отношениях между формально независимыми контрагентами.


Для национального трансфертного ценообразования, так же как и для международного, характерно использование его механизмов в основном для целей минимизации налоговых платежей. Целью публично-правового регулирования при этом является налогообложение прибыли на уровне налогоплательщика, реально получившего соответствующий финансовый результат или имеющего право на его получение при отсутствии налоговых мотивов.


Основная цель применения трансфертных цен – «перевод» налоговой базы на аффилированное лицо, находящееся в более благоприятном налоговом или ином административном режиме. Речь идет о различных налоговых преференциях, в частности, о наличии статуса резидента офшорной зоны, предоставлении налоговых каникул, применении льготных налоговых ставок, праве на использование иных налоговых преимуществ. При этом  такой перевод, как правило, осуществляется путем манипулирования ценой сделок. В качестве примера, когда налогооблагаемая прибыль переводится в пользу лица, находящегося в благоприятном административном режиме, можно привести случай «блокированных платежей» (blocked payments); в соответствующей юрисдикции действуют правила, запрещающие уплату суммы встречного предоставления в пользу иностранного поставщика. Аффилированный поставщик может сознательно совершить импортную операцию в такую страну, чтобы оставить суммы прибыли на ее территории, и в последствии представить в налоговый орган своей страны документы, подтверждающие объективность невозможности получения суммы оплаты по административным причинам в стране назначения.


Другой причиной использования механизма трансфертного ценообразования является двойное налогообложение распределяемой в пользу иностранного участника прибыли, когда удержанный у источника выплаты налог не кредитуется в стране соответствующего участника. В этом случае выгоднее репатриировать прибыль не путем получения дивидендов, а манипулированием трансфертными ценами.


Заметим, что применение трансфертных цен может быть обусловлено не только налоговыми мотивами. Так, взвинчивание цены  приобретения товаров из-за рубежа может преследовать цель обойти правила валютного регулирования или иные нормы, регламентирующие репатриацию прибыли. Другой причиной трансфертного ценообразования могут быть соображения  финансового менеджмента компании как средства повышения эффективности использования финансовых ресурсов и повышения личной ответственности менеджеров. Тем не менее, основным мотивом применения  трансфертных цен являются налоговые соображения.

«Налоговые аспекты трансфертного ценообразования» К.А.Непесов Налоговое планирование

Обновлено ( 17.08.2008 15:32 )
 

Полезное

«Черные списки» против «налоговых убежищ»
Нередко при выборе страны регистрации компании одним из критериев указывают "отсутствие страны в черном списке". 
Но немногие могут ответить на вопрос, о каком конкретно списке идет речь, и каковы последствия работы с такой компанией. Стоить сразу отметить, что как такового единого "черного списка" стран не существует. Указанные списки принимаются как на международном, так и на национальном уровне государств, все они различаются по критериям отбора стран и по последствиям работы с ними. 
Офшор, налогообложение, налоговое планирование, оптимизация налогообложения, минимизация налогов и оффшорные юрисдикции в мире и Украине