Home Налоговое планирование Существующие модели систем налогов и сборов
Баннер

Существующие модели систем налогов и сборов
08.07.2008 20:46

Существующие модели систем налогов и сборов

При создании своих налоговых систем государства могут закладывать в их основу различные параметры, например такие, как отношение совокупности налоговых изъятий к ВВП, общее количество и состав налогов, прогрессивность, пропорциональность или регрессивность налоговых ставок, приоритетность налогообложения определенных категорий налогоплательщиков или сфер хозяйственной деятельности, распределение налоговых доходов между бюджетами различных уровней и т. д.

Одним из важнейших параметров, во многом определяющим налоговую систему той или иной страны, является соотношение прямого и косвенного налогообложения. В зависимости от того, какова доля тех или иных видов налогов и сборов в общем объеме налоговых доходов, специалисты выделяют четыре основных модели системы налогов и сборов. Условно они именуются англосаксонской, евроконтинентальной, латиноамериканской и смешанной моделями налогообложения.

Англосаксонская модель налогообложения существует в таких государствах, как Австралия, Великобрита¬ния, Канада и США. В ее основе лежит подоходное налогообложение, т. е. взимание прямых налогов с физических лиц. Доля косвенных налогов в доходах этих стран невелика. Так, в США средства от взимания подоходного налога с населения составляют 44 % бюджетных доходов, в федеральном же бюджете на этот налог приходится более 80 % доходов.

Евроконтиненталъная модель налогообложения характеризуется значительным косвенным налогообложением и высокой долей отчислений на социальное страхование. Подобные модели систем налогов и сборов существуют в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Франции и Италии. Например, в 2000 г. общий объем налоговых доходов государственного бюджета Италии составил 596 трлн итальянских лир, из которых на прямые налоги пришлось 315 трлн лир (52,8%), а на косвенные налоги – 281 трлн лир (47,2 %). В Германии доля отчислений на социальное страхование составляет 45% доходов бюджета, поступления от косвенных налогов – 22 %, а на прямые налоги приходится лишь 17%.

Латиноамериканская модель налогообложения в большой степени основывается на косвенном налогообложении, которое является наиболее эффективным в условиях высокой инфляции. Кроме того, во внимание принимается то обстоятельство, что косвенные налоги лучше собираются и контролируются. Это является немаловажным для тех стран, которые не имеют мощного податного аппарата. К примеру, доли косвенных налогов в доходах бюджетов составляют в Боливии 42%, в Чили – 46%, а в Перу - 49 %.

Смешанная модель налогообложения, сочетает в себе черты всех упомянутых моделей. К числу государств со смешанной моделью относятся те, системы налогообложения, которые не могут быть однозначно отнесены к той или иной модели налогообложения. Смешанной можно признать модель налогообложения, сложившуюся в Японии. В этой стране структура налоговых поступлений в целом примерно такая же, как и в государствах, имеющих англосаксонскую модель налогообложения. Однако в отличие от них в Японии приоритет отдан не подоходному налогообложению, а взиманию страховых взносов.

Возможны и другие варианты моделирования систем налогообложения. Отдельные государства из числа тех, которые по различным причинам имеют сравнительно низкий налоговый потенциал, пошли по пути отказа от взимания обычных налогов и взяли за основу льготную (оффшорную) модель налогообложения. В настоящее время в мире насчитывается около 60 стран, избравших подобную модель.
В большинстве своем оффшоры (от англ. offshore, трактуемого как «действующий вне территории страны») это небольшие материковые страны (Андорра, Гибралтар, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Республика Либерия, Панама) или островные государства (Антигуа и Барбуда, Бермудские острова, Содружество Багамских островов, Республика Мальта, Республика Сейшельские острова, Ямайка, Маршалловы острова). Оффшорная модель, избранная этими государствами, противопоставляется общему режиму налогообложения и предполагает создание максимально льготных условий для налогоплательщиков. При этом исключительно льготное налогообложение обычно сочетается с установлением различных запретов и ограничений на раскрытие и предоставление информации о проводимых финансовых операциях и их участниках. Тем самым, создаются офшорные компании, которые вместо обычных налогов обязываются к уплате лишь разовых регистрационных сборов. Бюджетные доходы таких стран в основном и складываются из платежей подобного рода.

Выделяется несколько разновидностей зон льготного налогообложения – в зависимости от наличия следующих признаков:

 

  • доходы не облагаются налогами вообще или не облагаются доходы, полученные резидентами за пределами данного государства или территории;
  • льготируются или полностью освобождаются от налогообложения определенные виды деятельности и предприятий;
  • налоговые льготы распространяются только на компании определенной организационно-правовой формы или только на нерезидентные компании.
Основное условие функционирования подобных юрисдикции в большинстве своем заключается в запрете для регистрируемых компаний осуществлять хозяйственную деятельность на соответствующей территории и использовать местные ресурсы. Тем самым устраняется потенциальная конкуренция, которую компании, регистрируемые с целью приобретения льготного статуса, могут составить резидентным хозяйствующим субъектам. К вновь регистрируемым компаниям могут предъявляться и другие дополнительные требования, например, заключающиеся в необходимости иметь зарегистрированный офис, секретаря и использовать в качестве работников местных жителей.
Построение налоговых систем на основе льготного налогообложения неоднозначно воспринимается мировым сообществом. В большинстве своем страны, на территории которых взимаются обычные налоги и сборы, относятся негативно к установлению исключительно льготного налогового режима в оффшорных зонах, расценивая такие действия как недобросовестную налоговую конкуренцию. Это объясняется тем, что в результате подобной практики их собственные налоговые доходы существенно сокращаются из-за ухода потенциальных налогоплательщиков в оффшорные юрисдикции.

Впрочем, следует учитывать, что льготная модель применяется также на части территорий тех государств, которые в целом используют традиционные подходы в налогообложении. В качестве примера можно назвать та¬кие административные единицы, как о-ва Гернси и Джерси, о. Сарк, о. Мэн (Великобритания), Дублин, Шеннон (Ирландия), Гонконг (КНР), Макао, о-в Мадейра (Португа¬лия), Виргинские острова, Вайоминг, Делавэр, Содружество Пуэрто-Рико (США), кантоны Женева, Невшеталь, Фрибург, Цуг (Швейцария). В названных случаях основной целью предоставления  налоговых льгот является  не сколько формирование бюджетов соответствующих территорий посредством взимания разовых платежей, сколько создание благоприятного инвестиционного климата в стране, увеличение занятости населения и повышение деловой активности.

«Налоговое право зарубежных стран» И.И.Кучеров
Обновлено ( 22.01.2011 13:07 )
 

Полезное

Борьба государства с уклонением от уплаты налогов
Во всех странах пресечение попыток «творческой неуплаты налогов» возведено в ранг государственной политики и является направлением деятельности многих государственных органов, не только налоговой полиции.

В теории налогового права можно выделить четыре способа законодательной борьбы государства с уклонением от уплаты налогов: 
-    доктрина «существо над формой», 
-    доктрина «деловая цель», 
-    заполнение пробелов в налоговом законодательстве, 
-    презумпция облагаемости. 
Офшор, налогообложение, налоговое планирование, оптимизация налогообложения, минимизация налогов и оффшорные юрисдикции в мире и Украине